bauris: (Akhnaton at zero...)
[personal profile] bauris
"Пораскуривал" теорию д. и. н. Ю. Семёнова о политарном способе производства (кто с ней незнаком, может вкратце приобщиться тут или тут) и задумался, насколько невероятно повезло Европе произвести на свет уникальную формацию - феодализм.

На первый взгляд, феодализм не менее (а на обывательский взгляд и более) антагонистичен в сравнении с государственным устройством "азиатского способа производства", для которого Семенов и использует термин "политаризм". Но, в отличие от него, механика феодализма работала - хоть и с огромным трудом - в том числе на конкуренции. В условиях политической нестабильности и раздробленности после краха Рима многочисленным "сильным мира сего" приходилось не только выстраивать систему эксплуатации подданных, но и бороться за свою привлекательность в их глазах: сменить феодального покровителя на более уступчивого в ходе бесчисленных конфликтов и территориальных споров в разделенной Европе для представителей эксплуатируемой "черни" было сложно, но не невозможно, и даже для перекройки вассальных отношений оммаж не являлся непреодолимым препятствием.

Конечно, в наиболее полной мере этот принцип конкурентной привлекательности действовал только на периферии, отвоевываемой "христианским миром" у "мира неверных": вспомним, как кастильские и португальские короли, медленно теснившие мавров на юг Пиренейского полуострова, вынуждены были предлагать поселенцам на новых землях податные льготы и личные свободы, стимулируя их освоение, и как в итоге благодаря этому Испания быстрее всех рассталась с пережитками серважа. Однако некоторые механизмы конкуренции могут быть прослежены еще до Салической правды.

Казалось бы, схожие условия, способствующие конструктивному соперничеству, наблюдались и в некоторых центрах цивилизации, сформировавших в итоге политарные государства. "Конкуренция" между многочисленными городами Междуречья не только отличалась остротой, но и политическими событиями, отдаленно напоминающими процессы времен коммунальной революции в Европе. Однако избранный всем народом Лагаша Уруинимгина закономерно пал, а политарная держава Саргона Древнего сменилась еще более эталонной в своем деспотизме III Династией Ура. В чем же дело?

Представляется, что одним из ключевых условий оказалось принятие христианства и превращение Европы в разнородный, но все же объединенный религией организм. Бинарная идентификация "ромеи - варвары" внутри Европы в нем уже не работала: "мы столь различны меж собой, мы говорим на разных языках, и все же при этом мы едины во Христе". Причина, по которой "надстроечный" фактор стал играть не меньшую роль, чем "базисные", может быть раскрыта через влияние остатков прежней, "варварской" идентичности с ее относительным эгалитаризмом, быстро вытеснившей идентичность романизированную; однако уверенности здесь нет. Так или иначе, открывшегося люфта оказалось достаточно, чтобы схоласты помимо вычисления пасхалий смогли заняться обсуждением допустимости восстания против деспота, а городские коммуны позволили себе грозить "изменникам-королям" стать "изменниками-вассалами". Выбор центра притяжения внутри христианского мира был хоть и затруднен, но принципиально возможен - по сравнению с теми же протополитарными городами Месопотамии, формировавшим идентичности вокруг локальных божеств, из-за чего никакого "выбора" не могло произойти (по крайней мере систематически): возможны были только сдача на милость победителя или измена.

В Европе же, где наиболее базовой идентичностью стала принадлежность к монотеистической религии, претендовавшей на универсальность, бургундцы могли лавировать между английской и французской короной, а королевства и графства Пиренейского полуострова выстраивали сложные союзы на пути к объединению, сохранив в итоге свои fueros. Утверждение королевской власти, произошедшее на фоне конкуренции между многочисленными светскими и церковными феодалами, римской курией и новой общностью - городскими коммунами - привело к утверждению системы сдержек и противовесов, без которой капитализм и буржуазная демократия не сложились бы никогда, а не к ее краху.

В свете "надстроечного" религиозного фактора может быть отчасти понят и исторический путь России. Выбрав религию, со временем все более отдалявшуюся от религии "ядра", российская монархия создала систему, в которой участие соседних общностей христианского мира в конкурентной борьбе внутри страны стало невозможным: по мере дальнейшего роста ксенофобии в Московии католики, протестанты и даже греки-униаты последовательно обращались из "еретиков" в "неверных", "не вполне людей". Выбор, как и в Месопотамии, стал осуществим только в формате "предательства", а территориальная удаленность от ядра цивилизации усугубила процесс. Осознание средневековыми русскими себя как единственных хранителей "правильной" веры во всем мире открыло дорогу самодержавной "патримониальной" монархии, вместо выстраивания сдержек и противовесов консолидировавшей элиты против масс, не менее успешно, чем общая экономическая отсталость или прямое влияние Орды.

Разумеется, сводить к этому обстоятельству все отличия в развитии невозможно. И тем не менее, итог закономерен: взращенный всей предшествовавшей историей России Советский Союз сложился не как социалистическое государство и даже не как буржуазная демократия в несколько урезанном формате - а как неополитарная азиатская деспотия.

Date: 2013-06-16 01:34 am (UTC)
From: [identity profile] dosenoffner.livejournal.com

>Так мы видели, чем кончился капитализм в России в 17 году

Так и неополитаризм закончился весьма феерически в 91 году. А перспективы у РИ были вполне обычные. Идя по-пути постепенной индустриализации, душевое экономическое развитие в 70-е, было бы немногим меньше советского. Что и показывает экстраполяция последних лет 15 экономического роста РИ, по данным М. Мэдиссона. Обычный периферийный капитализм.
Так и советская неополитарная система, совершенно не решила (да и не могла) задачи, встать хотя бы на один уровень производительности труда и экономического развития, со странами ядра капитализма.
Это не говоря уже о том, что она как якобы более "прогрессивная" формация, должна была их обойти. На деле же, была зависимость от иностранных технологий (правда меньшая чем в РИ), чем и воспользовался Запад создав доктрину "Контролируемого отставания". А все "инновации" заключались во внеэкономическом принуждение, при строительстве гидро-объектов по типу "Волго-Дона" и "Беломорканала". А проще говоря - строительство силами государственных рабов. Но и это оказался всего лишь старый проверенный способ, использовавшийся ещё древними "Водными Деспотиями" востока.
Теперь то уже понятно, что путь неополитаризма был ошибочный и закономерно канул в лету. Ну а мы вернулись на периферию.

>Собственно как после 1991 года и произошло - все эти ЕБНы и Пу - это аутсорсинговые конторы по управлению территорией. А развивать что-то кроме добычи им не было и не нужно.

Подобные суждения сойдут разве что для полемики с апологетами современного курса Многонациональной Северной Нигерии, но не более. В реальности, мы имеем некий политарно-капиталистический синтез, где правящие вурдалаки не просто распоряжаются частью средств производства, а что ещё немаловажно, осознают себя в роли их собственников. В отличие от той же советской бюрократии, которая искренне этого не понимала и руководствовалась своими социалистическими воззрениями. А недавняя вопиющая история с ВСМПО-АВИСМА лишь очередное подтверждение этому тезису.

>>>Нечто похожее было и в древнеполитарных государствах Востока - их вывела "в люди" необходимость решения ирригационных задач, в результате которых они собственно и стали тем, чем были. Египет, Междуречье, Китай.

Как вывела, так и обратно завела. Любому политаризму и неополитаризму, присуще имманентное свойство замыкаться в себе и уходить в небытие, не оставляя ничего взамен. Это изначально тупиковый путь. И только Европе, благодаря воздействию множества факторов, удалось воспроизвести аж 3 уникальные формации, одна из которых, наименее антагонистичная, и наиболее эффективная, известная нам как "капитализм", объединила трудящихся всех стран.

Date: 2013-06-16 07:12 am (UTC)
From: [identity profile] dmitriyandreev.livejournal.com
Не могу не согласиться и по-фейсбучьи "плюсую".

Date: 2013-07-21 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] red-chain-saw.livejournal.com
>>А проще говоря - строительство силами государственных рабов.

Общение с Fat Yankee не прошло даром, я вижу)

А суть в том, что тот "марксизм", который получил дорогу в сталинском СССР был чрезвычайно ограничен, был редуцирован к "казарменному коммунизму", о котором писал Маркс еще в 1844 году, поминая его весьма недобрым словом.

Октябрьская революция МОГЛА БЫ стать действительно коммунистической, будь после нее реальное продвижение к коммунизму - деконструкция государственного аппарата путем своеобразного "харакири" - ликвидация бюрократии с передачей полномочий в руки "кухарок", но этого не произошло по разным причинам.

Что с того?

Что с того, что "в этот раз не удалось" побороть чудовищный организм государства? Думаешь, с Керенскими и Корниловыми было бы лучше..? Да каким таким образом-то) То, что они тошда проиграли - действительное свидетельство бесплодности тех идей, которые они выдвигали. То же с развалом СССР. Это произошло потому, что к этому всё шло.


Т.н. "социализм" - это всего лишь _процесс_, _движение_, а не формация. Если после аккумуляции частной собственности государством не происходит движения, то грош ему цена. Правый уклон партии сгубил СССР, но значит ли это, что сама попытка была изначально обречена? Нет, не значит. Тогда получается детерминизм, мол, буржуазная формация - конец истории. Но какой-такой "конец", когда она сама себя пожирает..?

Просто, наемное рабство не есть венец человеческой истории.

Гегель кроет современных адептов капитализма как бык овцу.

Profile

bauris: (Default)
bauris

October 2018

S M T W T F S
 123456
78910111213
141516 17181920
21222324252627
28293031   

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 30th, 2026 07:27 am
Powered by Dreamwidth Studios